23.05.2023 г.

АВИАЦИОННЫЕ ЧАСЫ
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

17 декабря 1903 года в Китти-Хоук (Северная Каролина) американский инженер Оруэлл Райт предпринял попытку взлететь на сконструированном им и его братом самолете. Изобретение поднялось на несколько метров, но спустя 12 секунд на высоте 36,5 метров вернулось обратно на землю. Это был первый полет человека на управляемом самолете, с чего и началась эра авиации и космонавтики.

Наверное, нет такой области человеческой деятельности, в которой жизнь человека настолько бы зависела от часов, как в авиации. Временные характеристики имеют практически все параметры полета: взлет, набор высоты, расход топлива, достижение цели, cкорость, выполнение задания, снижение и посадка.


Авиация крайне обязана часам, ведь в начале XX века и до Второй мировой войны пилоты ориентировались в пространстве на глаз, и о продолжительности полета им могли указывать лишь наручные часы.

По большей части, благодаря часам, Луи Блерио на самолете собственной конструкции Blerio XI смог первым перелететь через Ла-Манш и остаться в живых . В его распоряжении было 40 минут, но он уложился в 37.

Чарльз Линдберг, совершивший полет на Spirit of St.Luis, 21 и 22 мая 1927 года первый перелетел из Нью-Йорка в Париж. На это ему потребовалось 33 часа 30 минут. Хотя ориентировался летчик не только по часам. «Я увидел флотилию рыбацкий кораблей, - писал Линдберг. - Спикировал чуть было не задев их и, стараясь перекричать шум мотора, спросил, правильно ли я лечу к Ирландии».

Первые часы наручные появились благодаря дружбе Луи Картье и авиатора Альберто Сантуша-Дюмонта. В марте 1904 года известный ювелир выполнил заказ бразильца, подарив ему первые часы, по которым тот мог бы определять время, не снимая рук со штурвала.

Первый наручный хронограф был разработан в 1915 году Гастоном Брайтлингом, который застолбил за собой титул короля авиационных часов.

В 1923 году появился первый хронограф с независимой кнопкой, нажимая на которую, осуществлялся старт и сброс. В 1934 году появилась вторая кнопка сброса и возврата к нулевым показателям, которую запантентовал Вилли — сын Гастона Брайтлинга.

Требования к авиационным часам предъявлялись очень высокие. Такие часы должны иметь ход высокой точности, не должны реагировать на вибрацию, скачки давления, температурные перепады и смену магнитных полей. Все это предъявляет особые требования к качеству стали и иных материалов, из которых изготавливают детали механизма и корпуса авиационных часов.

Авиационные часы — хронографы повышенной герметичности с двусторонним антибликовым покрытием прочного стекла, подвижным безелем, завинчивающейся задней крышкой; контрастным циферблатом большого диаметра с легко читаемыми стрелками при ослепляющем солнце и в темноте, и часовой разметкой. Также такому аппарату требуется ремешок повышенной прочности и большой длины, чтобы при необходимости пилот мог застегнуть его в области запястья поверх летной куртки.
Часы летчиков собирают в уникальных условиях. Воздух, прежде чем попасть в сборочный цех, неоднократно фильтруется, чтобы снизить число микроскопических частиц пыли. В сборочном цехе поддерживаются строго определенные температура и влажность. Каждые 10 минут воздух в помещении полностью меняется. Если сборка же пройдет в условиях холода и повышенной влажности, циферблат часов будет запотевать изнутри во время полета.

Современная компьютеризация не ослабила требования, предъявляемые к часам в авиации, ведь авионика — это первое, что выходит из строя, если самолет попал, например, в наэлектризованный грозовой фронт или был атакован противником.
В таких случаях приходят на помощь наручные часы.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
АВИАЦИОННЫХ ЧАСОВ

АВИАЦОННЫЕ ЧАСЫ
Zenith, Omega, Longines, Tag Heuer, Alpina, Hamilton - это лишь некоторые бренды, до сих пор существующие, которые в 20-е годы выпускали часы для авиации. В особенности интересна история с Longines, который был партнером Международной Федерации Аэронавтики с 1919 года. В 1927 году его изделие было на руке Чарльза Линдберга во время первого перелета через Атлантический океан.

Чарльзу Линдбергау пришла идея использовать наручные часы не только для определения времени, но и долготы. В 1930 году он обратился в компанию с эскизом нового циферблата и через три года свет увидел модель Lindbergh Hour Angle. К тому времени часовая промышленность развивалась очень быстро, ведь близилась новая война и военные заказы способствовали росту часовой индустрии.
ПЕРВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ХРОНОГРАФЫ
Самым известным примером авиационных хронографов стали "часы наблюдателя" Beobachtungsuhren. Их внешнее оформление разработало рейх министерство авиации. 55 мм диаметр корпуса, длинный ремешок, большая заводная головка, чтобы переводить время, не снимая перчаток и крупные, светящиеся в темноте, светлые цифры и метки на черном фоне. Секундная стрелка строго с функцией остановки, чтобы эскадрилья перед вылетом могла сверять часы.

Немецкая часовая промышленность работала только на военные нужды. A. Lange & Sohne делала часы для офицерского состава CC, но взялась и за заказ Геринга. С ней для люфтваффе трудились земляки из Wempe, Laco и Stowa. Заказ на хронографы приняла Tutima. Немецких мощностей не хватало, и к ним добавилась швейцарская марка IWC.

Большинство швейцарских производителей делали часы для немцев и союзников. IWC, Zenith и Longines пользовались этим, так как Швейцария сохраняла нейтралитет. Но вот Omega отказалась от немецких заказов, поставляя часы британским ВВС. Возможно, это произошло не из политических соображений а от того, что англичане полностью загрузили производственные мощности фабрики.

В то же время в авиационную сферу приходит один из будущих лидеров - Breitling, став поставщиком бортовых часов для ВВС США и Великобритании. В 1942 году он выпускает Chronomat - первые часы с логарифмической линейкой, с помощью которой считали любое соотношение, например, американских мер к европейским. Хронографы выдавались только пилотам, штурманы носили обычные трехстрелочники.

После войны правообладателем дизайна было уже несуществующее ведомство, и потому права на него никем не охранялись. Этим воспользовались многие часовые изготовители, так как циферблат был очень практичным, как и все немецкое. С тех пор "наблюдатели" стали самыми популярными авиационными часами в мире.
ПРОДОЛЖАТЕЛИ ТРАДИЦИЙ. AVIATOR
Единственный швейцарских бренд, выпускающий модели только авиационной тематики - Aviator. Основные коллекции, посвященные разным эпохам самолетостроения, собираются на фабрике в швейцарском кантоне Юра - сердце часовой индустрии.

Предприятие этого бренда не мануфактура, здесь не разрабатывают собственных механизмов. Постоянный дизайнер этой марки буквально живет авиацией, а лаборатория Aviator находится в контрольной вышке аэродрома. Все это позволяет создавать новые образы часов с аутентичными деталями.

Используемые швейцарские кварцевые и автоматические калибры проходят строгие проверки и необходимую доработку. Вне зависимости от ценового сегмента часы Aviator поставляются в корпусах из стали 316L и с сапфировыми стеклами с двухслойным антибликовым покрытием.

Главные линейки марки передают наследие самолетов, вошедших в историю авиации. Например, модели легендарного Покрышкина, доставшиеся СССР по ленд-лизу Bell Airacobra P-39 или линейки МиГ, на моделях которой ставят летные рекорды современные асы . На этих самолетах летает пилотажная группа "Стрижи", партнером которой бренд выступает с 2006 года. Также часы Aviator носят летчики эскадрильи "Греческий Зевс" ВВС , Alfa Jet ВВС Португалии и сингапурские "Небесные ястребы".